Основы объектно-ориентированного программирования
0e1cc9b4

Как обмануть клиентов


Чтобы понять, как удовлетворить клиентов, мы должны сыграть роль адвокатов дьявола и на секунду представить себе, как их обмануть. Так поступает опытный криминалист, разгадывая преступление. Как мог бы поступить поставщик, желающий ввести в заблуждение своего честного клиента C, гарантирующего при вызове

и ожидающего выполнения ?? Есть два пути:

  • Потребовать больше, чем предписано предусловием
    . Формулируя более сильное предусловие, мы позволяем себе исключить случаи, которые, согласно исходной спецификации, были совершенно приемлемы.
  • Гарантировать меньше, чем это следует из начального постусловия ?. Более слабое постусловие позволяет нам дать в результате меньше, чем было обещано исходной спецификацией.
Вспомните, что мы неоднократно говорили при обсуждении Проектирования по Контракту: усиление предусловия облегчает задачу поставщика ("клиент чаще не прав"), иллюстрацией чего служит крайний случай - предусловие false (когда "клиент всегда не прав").

Как уже было сказано, утверждение A называется более сильным, чем B, если A логически влечет B, но отличается от него: например, x >= 5 сильнее, чем x >= 0. Если утверждение A сильнее утверждения B, говорят еще, что утверждение B слабее утверждения A.



Содержание раздела